Понятие, система и функции права социального обеспечения. Тема: Функции социального обеспечения Характеристика функций права социального обеспечения

Роль и место социального обеспечения вжизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества по­зволяет решить.

В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права - это направление правового воздействия на общественные отношения посредст­вом решения совокупности однородных задач, объе­диненных единой целью. Стержнем функции являет­ся цель. В связи с этим функции социального обес­печения как общественно полезной деятельности также формулируются исходя из целей социальной политики РФ.

Среди них следует выделить следующие: 1) эконо­мическую; 2) защитную; 3) политическую; 4) социаль­но-реабилитационную; 5) демографическую;

Одной из важнейших функций социального обес­печения является экономическая функция. Она за­ключается в полном или частичном замещении зара­ботка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособно­стью или потерей кормильца, частичном возмеще­нии дополнительных расходов при наступлении оп­ределенных жизненных обстоятельств, а также ока­зании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частныйхарактер. Право социального обеспечения; относится к числу публичных отраслей.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления: 1) охрана социальных прав2) защита социальных прав. При этом охрана со­циальных прав - это совокупность различных взаимоcвязанныхмежду собой мер, осуществляемых opганами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений соци­альных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуще­ствления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица за­конный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются существенные различия в уровне жизни слоев населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения сред­ствами реализовывать основные направления соци­альной политики. От того, насколько эффективно

социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых! групп населения путем предоставления им различ­ных видов материального обеспечения и социаль­ных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни, позволяю­щего им ощущать себя полноценными членами об­щества.

Таким образом, социальное обеспечение осущест­вляет различные функции, воздействует на общест­венные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняет свое предназначение – создание человеку достойных условий существования.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 95-99. © М. В. Лушникова, 2009

ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ М.В. ЛУШНИКОВА

Обосновываются новые подходы к определению и классификации функций отрасли права социального обеспечения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, его функции.

New approaches prove in clause to definition and classification of functions of branch of the right of social security.

Ключевые слова: right of social security, it"s functions.

В теории выделяют две концепции функций права. Это, во-первых, функции правового воздействия и, во-вторых, функции правового регулирования. «Воздействие» -более широкое понятие по сравнению с «регулированием». Последнее является разновидностью воздействия и предполагает использование специальных средств . При исследовании воздействия права акцент делается на содержательной компоненте, а регулирования - на формальной компоненте. На наш взгляд, именно функции правового регулирования позволяют с большей четкостью выявить специфические функции права социального обеспечения, которые отражают сущность данной отрасли, границы предмета правового регулирования и набор правовых средств, объединяемых методом правового регулирования.

Начнем с того, что из социального назначения права социального обеспечения вытекают его функции. Под социальным назначением отрасли понимается её общественный характер, назначение и функции, определяющие порядок применения норм права социального обеспечения на практике. Под функциями права социального обеспечения нами будут пониматься основные направления правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу распределения социальных благ и услуг лицам, нуждающимся в социальной защите. Мы не будем проводить общепринятую в теории права классификацию функций на специальные юридические (регулятивные и охранительные) и общесоциальные (воспитатель-

ные, информационно-ориентировочные, социального контроля и др.). Нашей задачей является выделение только тех функций, которые специфичны именно для права социального обеспечения, то есть функций, вытекающих из социального назначения этой отрасли. Более того, функции права социального обеспечения играют активную роль по отношению к предмету отрасли, по существу создают его, влияют на его структуру.

В советской науке права социального обеспечения, а затем и в современных исследованиях практически всеми авторами называются такие функции, как экономическая, политическая, социальная (социально-реабилитационная), демографическая . Ряд авторов дополняют этот перечень указанием на духовно-идеологическую (воспитательную) , информационную функции отрасли. Между тем перечисленные функции являются общеправовыми и проявляются в той или иной степени во всех материальных отраслях права. На наш взгляд, это должны быть специфические отраслевые функции, вытекающие из социального назначения отрасли. Они должны отражать не только индивидуальные (частные) интересы физических лиц (семей), получающих социальные блага, но и государства (общества в целом), то есть публичные интересы. В первом случае имеется в виду функция социальной защиты лиц в случаях, вызванных причинами утраты дохода (заработка), нуждаемости путем компенсации, минимизации материальных потерь, социально-значимых расходов в денежной, натуральной формах и в форме социальных

льгот. Речь идет об обеспечении лиц пенсиями, пособиями, социальными услугами, предоставлении социальных льгот. Назовем эту функцию защитно-компенсационной. Во втором случае следует вести речь о функции социальной адаптации и реабилитации, которые обеспечивают социальную интеграцию в общество указанных лиц. Иными словами, с помощью системы социально-обеспечительных мер следует приспособить, адаптировать лиц к новым для них условиям жизнедеятельности, интегрировать, включить их в общественные процессы (трудовую деятельность, иную общественно-полезную деятельность), определить на воспитание ребенка в приемную семью, создать инвалидам равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и др. Эта функция направлена на защиту от социального отторжения членов общества, нуждающихся в социальном обеспечении.

Из этого следует выделение двух основных функций права социального обеспечения: 1) защитно-компенсационной; 2) социально-адаптационной (реабилитационной,

интеграционной). Здесь важно подчеркнуть взаимосвязь и взаимозависимость этих функций. Государство должно обеспечить оптимальный их баланс. В противном случае, достаточно вспомнить российскую историю «нищелюбия», чрезмерное поощрение нищенства, отсутствие целенаправленной государственной политики может привести к плачевным последствиям.

Вот ряд характерных примеров из мировой практики. Так, из самых светлых и даже сентиментальных побуждений английский король Георг III в 1809-1810 гг. утвердил акты о незаконнорожденных. Расходы на содержание таких детей должны были нести отец и мать, а приход должен был оказывать материальную помощь, если отец ребенка был не установлен. Но процесс установления отцовства такую возможность практически исключал. Согласно вышеназванным актам, каждая женщина еще до рождения ребенка могла одной голословной клятвой добиться заключения мужчины в тюрьму до тех пор, пока тот не обеспечит приход от расходов на ребенка, которого приписывают ему. В этой связи типичной стала ситуация, когда по указанию настоящего отца или приходского чи-

новника женщина указывала на мужчину, который мог платить пособие (пенсию) на ребенка. Никаких доказательств от женщины для подтверждения отцовства не требовалось. Для мужчины это часто означало бегство из прихода или полное разорение, так как размер выплат был существенным. Вот как о последствиях этих, в общем, гуманных актов писал английский ученый Т. Фауль: «Разврат сделался выгодным занятием, т. к. содержание, получаемое матерью двух или трех незаконнорожденных детей от их отцов, давало ей возможность жить с большим комфортом, чем жили многие честные семьи... благодаря этой еженедельной пенсии, она считалась хорошей партией. Доход от продажи чести становился брачным приданным» .

В благополучной Швеции еще в 70-е гг. прошлого века перекосы в социальном обеспечении, «лишавшие дома старых и малых и их родителей», вызвали к жизни «Компанию в поддержку семьи». Дело в том, что семьям, пользовавшимся услугами муниципальных детских садов, государство субсидировало 70 % расходов. Воспитывающие детей дома семьи эту субсидию не получали. При этом широкое развитие получила система интернатов для воспитания детей, домов для престарелых, реабилитационных центров др. Большинство из них содержалось за счет бюджета с хорошими по европейским меркам условиями содержания . В итоге это изменило само понятие «шведская семья». Если ранее в него вкладывали несколько фривольное содержание, то теперь это, как правило, семья, состоящая из мужа и жены (часто в незарегистрированном браке) среднего возраста, максимум с 1-2 детьми школьного возраста. Отсюда и требования части населения «вернуть в дома старых и малых и их родителей», заменив субсидии на содержание детей, больных и престарелых в государственных и муниципальных заведениях прямыми денежными выплатами семьям. В настоящее время стала общим местом констатация кризиса института семьи в Швеции и его связь с некоторыми аспектами социального обеспечения.

Немало примеров подобного рода касаются государственной помощи бедным в США (талоны на продовольствие, пособие на

воспитание ребенка в неполных семьях и др.), системы семейных пособий и предоставления социального жилья во Франции и др . В современной России примеры, как правило, противоположного характера, когда многие социальные выплаты не позволяют поддерживать даже биологического существования. Это касается, прежде всего, пенсий по старости большинству граждан, которые в среднем покрывают всего 26 % утраченного заработка, что почти на одну треть меньше общепризнанного мирового стандарта в 40 %. С учетом крайне низкого уровня зарплат, размер пенсий многих граждан не покрывает даже размера коммунальных платежей.

Перед государством на всех этапах его развития стояла и стоит сегодня проблема пределов, уровня социального обеспечения. Чем выше уровень экономического и культурного развития общества, тем шире круг социальных потребностей, подлежащих удовлетворению. Обеспечение достойного уровня жизни означает удовлетворение не только биологических потребностей (в пище, крове, лечении и т. д.), но и социальных (доступ к образованию, культурным ценностям общества). Однако при этом названное социальное обеспечение не должно поощрять «иждивенчество» за счет общества. Уместно в данном случае также напомнить и о поощрении российским государством до Октябрьской революции организации системы трудовой помощи.

Взаимодействие рассматриваемых парных функций многогранно и циклично на различных исторических этапах. В первые годы советской власти, как уже отмечалось, легализация всеобщей трудовой обязанности значительно деформировала компенсационную функцию социальной защиты населения. Вместе с тем весьма своеобразно принудительно обеспечивалась и социально-реабилитационная (интеграционная) функция. В настоящее время процесс согласования этих функций продолжается, и он представляется нам непрерывным, так как на него оказывают влияние состояние экономики, государственная социальная политика и целый ряд других факторов.

Это отмечается и западными учеными, которые предлагают различные пути совершенствования современных систем государ-

ственной помощи путем стимулирования перехода «от пособий к трудовой деятельности», объявляют борьбу с так называемой культурой бедности, когда бедность становится образом жизни и «передается» из поколение в поколение. Так, во многих западных странах, в частности и во Франции, проводится политика по социальной адаптации граждан путем не только совершенствования системы трудоустройства, но и оказания помощи отдельным гражданам в их интеграции в трудовую деятельность на основании заключенных с ними контрактов социальной адаптации. Понятие «интеграции в активную жизнь», возникшее в Западной Европе, основывается на идее, в соответствии с которой демократическое общество не может допустить необязательности выполнения общей для всех системы правил общежития, превращения трудоспособного члена общества в иждивенца.

Действующее российское законодательство в определенной мере отражает названную тенденцию. Так, по Закону о занятости (1991 г.) размер пособия по безработице снижается в зависимости от продолжительности его выплаты с 75 % средней заработной платы до 45 %; при отказе в период безработицы от двух вариантов подходящей работы наступает ответственность в виде приостановления выплаты пособия сроком до трех месяцев . Законом об основах социального обслуживания населения (1995 г.) предусматривается оказание социальных услуг социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предусматриваются меры по содействию уровню их социальной адаптации и упрочению социальных связей (профессиональное обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве и др.) .

Следует отметить, что договорные механизмы появились не только в системе социального страхования, но и в системе государственной социальной помощи. Они призваны выполнять не только компенсационную, но и реабилитационную, адаптационную функции. Так, ряд субъектов Российской Федерации применяет практику заключения социальных контрактов адаптации при оказании лицам государственной социальной

помощи. Этот контракт является договором о встречных взаимных обязательствах между лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, и государственным органом социальной защиты населения по её преодолению. Гражданин получает социальное пособие, которое может быть использовано в соответствии с договором для осуществления целей развития подсобного хозяйства или организации индивидуальной трудовой деятельности, являющихся источником постоянного дохода семьи; для оплаты услуг, связанных с обучением по специальности; лечения заболевания, препятствующего трудоустройству. При этом постепенно обеспечивается всё большая самостоятельность бедствующего человека (его семьи) в преодолении трудной жизненной ситуации .

Взаимодействие компенсационной и реабилитационной (адаптационной, интеграционной) функций характерно не только для правовых режимов государственной социальной помощи и социального обслуживания (нестраховых форм социального обеспечения), но и для обязательного социального страхования. Так, в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний часть средств должна направляться на профессиональную реабилитацию пострадавших лиц. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа . Более того размер пособия по временной нетрудоспособности ограничивается максимальными размерами. Установлены также ограничения по продолжительности выплаты названного пособия (не более чем за 75 календарных дней, лицу, заключившему срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев). В соответствии с действующим пенсионным законодательством лицу, осуществляющему работу и (или) иную предусмотренную законом деятельность, не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности или со дня предыдущего перерасчета по его заявлению производится перерасчет размера страховой части пенсии. Таким образом, действующее социально-страховое законодательство стимулирует активную трудовую деятельность граждан.

Компенсационная функция социальной защиты населения и функция социальной адаптации (реабилитации и интеграции) тесно связаны между собой, и их сбалансированная реализация имеет принципиальное значение. Именно единство и взаимодействие названных функций определяют специфику, особый «колорит» отраслевых функций права социального обеспечения. Было бы ошибочным считать, что социальная компенсационная функция присуща только праву социального обеспечения. Эту функцию, бесспорно, выполняют трудовое, финансовое, процессуальные отрасли права и др. Но синтез рассматриваемых функций - неповторимая, специфическая черта именно права социального обеспечения как отрасли, в которой сочетаются публичные и частные интересы. Кроме того, названные функции диктуют цели и задачи законодательства о социальном обеспечении, которые отражают государственную социальную политику. Роль государства заключается не только в том, чтобы защитить население путем материальной компенсации последствий социальных рисков, но и гарантировать право на защиту от социального отторжения путем реализации политики социальной адаптации, «интеграции в активную жизнь» этих членов общества.

Единство рассматриваемых функций проявляется и во взаимодействии (соотношении) страховых и нестраховых форм социального обеспечения. Социальное страхование охватывает, главным образом, трудоспособное население, которое на солидарных принципах, опираясь на собственные силы, решает проблемы социального обеспечения на случай наступления последствий социальных рисков. Здесь равновесие (баланс) компенсационной и социально-адаптационной функций проявляется, прежде всего, в стимулировании трудоспособного населения к трудовой или иной общественно полезной деятельности. Те же слои населения (дети, пенсионеры, инвалиды и др.), которые не могут в полной мере обеспечить свои жизненные потребности, получают от государства адресную государственную помощь. Но и в этом случае речь идет об оптимальном сочетании двух рассматриваемых функций, где социально-адаптационная функция призвана

обеспечить защиту названных лиц от социального отторжения, обеспечить климат физического, психического и эмоционального благополучия.

Особо подчеркнем, что единство и взаимодействие защитно-компенсационной и социально-адаптационной функций обеспечивают всестороннюю защиту социальнообеспечительных прав, в том числе личных (неимущественных) социально-обеспечи-

тельных прав.

В будущем при разработке проекта Кодекса социального обеспечения важно легализовать принцип оптимального согласования защитно-компенсационной и социальнореабилитационной функций права социального обеспечения, провозгласив её в качестве основной цели законодательства о социальном обеспечении. Однако, на наш взгляд, достижение указанного баланса частных и публичных интересов, равновесного сочетания защитно-компенсационной и социальнореабилитационной функции должно обеспечиваться в рамках социального назначения отрасли. Социальная направленность права социального обеспечения заключается в установлении законодательством государственных гарантий социально-обеспечительных прав граждан, прав на достойный уровень жизни. Социально-обеспечительное законодательство основано на единстве частных и публичных интересов в социальной сфере. В этой связи вышеназванные функции имманентно присущи праву социального обеспечения и определяют его судьбу на каждом отрезке исторического развития. Именно функции современного права социального обеспечения диктуют расширение сферы его действия и предмета правового регулирования, включение в его орбиту отношений по добровольному договорному социальному обеспечению, дополняющему обязательные формы социального обеспечения; защиту нематериальных личных соци-

ально-обеспечительных прав. Как справедливо отмечается в литературе специалистами по общей теории права и специалистами отраслевых наук, есть все основания полагать, что роль функций в динамике структуры отраслей права, появлении новых норм и институтов, изменении предмета той или иной отрасли является определяющей .

1. См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. -М., 1966. - С. 48-50; Орзих М.Ф. Право и личность. - Киев, 1978. - С. 57-58.

2. См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М., 2004. -С. 37-39; Мачульская Е.Е., Добромыслов К.Е. Право социального обеспечения. - М., 2006. -С. 14-15.

3. См.: Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. - С. 24.

4. См.: Васильева Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. - С. 600.

5. Фуль Т. Призрение бедных в Англии. - СПб., 1899. - С. 111.

6. См.: Тиайнен Т.В. «Государственный феминизм» в Швеции во второй половине ХХ в. // Вопросы истории. - 2007. - № 1. - С. 125134.

7. См. подробнее: Лушникова М.В., Лушни-ковА.М. Курс права социального обеспечения. - М., 2008. - С. 24-62.

8. Ведомости ВС РФ. - 1991. - № 18. - Ст. 572 (с посл. изм и доп.).

9. СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.

10. См.: СкоробогатоваВ. Республика Коми: социальный контракт как форма социальной помощи // Человек и труд. - 2006. - № 3. -С. 41-45.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.

12. См.: Васильева Ю.В. О Указ. соч. - С. 597.

Право социального обеспечения как отрасль права.

Право социального обеспечения - самостоятельная и важная отрасль права. Данная отрасль, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Предмет - это то, что регулируется отраслью, а метод - то, как, какими способами регулируется однородный комплекс общественных отношений.

(ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Социальное страхования, социальное обеспечения денежных выплат, медицинская и лекарственная помощь.

Предмет права социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3)Отношения, процедурно-процессуального характера: по поводу установления юридических факторов; по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения; по поводу защиты нарушенных прав (например, установление инвалидности).

Методы права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения - это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

Включает в себя следующие признаки:1) Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений. 2). Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования. 3). Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.4) Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан (Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, различий.)



Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли: 1)общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом; 2)особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Функции социального обеспечения.

Экономическая. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или н атуральной помощи малоимущим гражданам.

Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.



Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

Политическая. Помогает поддерживать стабильность в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Демографическая . способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан, стимулирование рождаемости и т. д.

Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации. Предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. 1) охрана социальных прав. Осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями; 2) защита социальных прав. принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Функциями социального обеспечения признаются обусловленные целевым назначением направления воздействия на общество и его природой.

Между обществом как системой вместе с его элементами и социальным обеспечением имеется цепочка связей. На социальное обеспечение воздействует общество и его элементы. Такое воздействие является определяющим и первичным.

Но имеются и обратные связи: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет и на обусловливающие его факторы. Социальное обеспечение, выполняя данные функции, выступает в качестве активного фактора развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. Но при этом каждая из главных сфер может быть подвержена воздействию конкретной функции. Так как общество делится на пять основных сфер: социальную, экономическую, духовно-идеологическую, политическую и семейно-бытовую, - необходимо различать социальную, экономическую, духовно-идеологическую, демографическую, политическую функции социального обеспечения.

Классификация функций социального обеспечения

Экономическая функция социального обеспечения заключается в положительном его воздействии на потребности и интересы людей как участников процесса производства, на экономику в целом. Она имеет внутреннюю сложную структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: обеспечительной, распределительной и производственной.

При помощи распределительной подфункции осуществляется доведение до потребителя специфических материальных услуг и благ особым экономическим способом. Такая подфункция включает в себя способы сосредоточения средств в фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, организаций, органов местного самоуправления, по отчислению денежных средств в фонды, которые предназначены для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пособий, пенсий и обслуживания пенсионеров.

Суть обеспечительной функции заключается в поддержании достойного материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пособия, пенсии) являются источником существования, чтобы предупредить обнищания народа.

Производственная подфункция заключает в себе повышение производительности труда и стимулирование граждан, освобождения трудовых ресурсов от нетрудоспособных и пожилых работников и воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних. Таким образом, социальное обеспечение способствует проведению экономических реформ и созданию рыночных отношений.

Социальная функция показывает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Деятельность социального обеспечения направлена на смягчение, предупреждение и устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В социальной функции, в зависимости от конкретной жизненной ситуации, можно выделить компенсационную, защитную и реабилитационную подфункции.

Компенсационная подфункция представляет собой возмещение утраченного дохода или заработка, а также повышенных расходов в случае утраты дохода или заработка, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по инвалидности, старости, в случае рождения ребенка, безработице, при потере кормильца, при повышении розничных цен на предметы потребления.

Защитная подфункция осуществляется путем защиты человека от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций, а именно: болезни, старости, инвалидности. Также от последствий перехода к рыночной экономике (к примеру, безработица). Все это происходит путем выплаты пособий, пенсий, материальной помощи и предоставления услуг.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, а именно, приспособлении их к труду. Такая подфункция будет осуществляться при помощи таких видов обеспечения, которые помогут восстановить трудоспособность гражданина и вовлечь его в трудовую деятельность (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, по родам и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями).

В политическую функцию включается связь между политикой и социальным обеспечением, но прежде всего социальной политикой. Цели социальной политики реализуются с помощью такого средства, как социальное обеспечение. Его учреждения и институты способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, которые были намечены государством. Важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период играет социальное обеспечение: улучшает материальное положение его различных слоев и групп, предотвращает дальнейшее снижение жизненного уровня населения, снижается рост социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция характеризуется наличием связи между духовно-идеологической сферой общества и социальным обеспечением. Так как социальное обеспечение взаимодействует не только с социальной сферой, но и с ее элементами, а именно, различными уровнями и формами общественного сознания, но прежде всего с моралью, идеологией и социальной психологией. Таким образом, в составе этой функции можно выделить социально-психологическую, идеологическую и моральную подфункцию.

Социально-психологическая подфункция основывается на связи социальной психологии и социального обеспечения. Социальное обеспечение может поспособствовать реализации уверенности людей и их социальной защищенности в будущем, и, таким образом, оказывать положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Идеологическая подфункция представляет собой взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает воззрения слоев общества и классов на разные стороны общественной жизни, также и на социальное обеспечение, оказывает активное влияние на его сущность и характер. В целом, эффективное социальное обеспечение благоприятно воздействует на сознание людей, укрепляя при этом их доверие к государству.

Моральная подфункция связывает социальное обеспечение с этическими воззрениями, которые существуют в обществе. Значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение инвалидам, к малообеспеченным, старикам и детям. Социальное обеспечение оказывает материальную помощь экономически неактивным гражданам, обеспечивает семьи, которые потеряли кормильца, оказывает помощь в воспитании детей. Также социальное обеспечение благодаря моральной подфункции способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Демографическая функция означает, что социальное обеспечение оказывает воздействие на демографические процессы, которые происходят в обществе. Так как от характера демографических процессов и от демографической структуры населения, зависит состояние социального обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение оказывает активное благоприятное воздействие на демографические процессы. В содержание демографической функции входит укрепление и развитие семьи, материальное стимулирование ее создания, а также повышения рождаемости.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решать. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют:

ѕ Экономическую;

ѕ Политическую;

ѕ Демографическую;

ѕ Социально-реабилитационную;

ѕ Защитную функцию.

Экономическая функция социального обеспечения выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития. Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются в специализированных внебюджетных фондах социального страхования; в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете; в фондах социальной поддержки населения. Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения - в пенсиях, пособиях, компенсации. Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государств. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего.

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части ее системы - социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Так, в 1999 году введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточности эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая - это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статусы граждан - трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране.

Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости.

Социальная (социально-реабилитационная) функция способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, с целью поддержания достойного уровня жизни. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно обслуживать себя.

Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и так далее). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения - пособия по безработице - он решает материальные трудности. Далее рассмотрим основные этапы развития форм социального обеспечения.

Фитнес