Взаимодействие доу и семьи. Технология взаимодействия доу и семьи консультация на тему Виды технологий взаимодействия доу и семьи таблица

Анастасия Березенко
Технология организации взаимодействия ДОУ с современной семьей.

Технология организации взаимодействия ДОУ с современной семьей .

В основу понимания сущности и назначения социально- педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения положено представление о нем, как об открытой и развивающейся системе.

Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом , осваивая ДОУ, которое само становится мощным средством социализации личности. Данный факт является свидетельством трансформации педагогической деятельности ДОУ в социально- педагогическую. Важнейшей сферой жизнедеятельности и социализации и личности является семья , поэтому объяснимо особое внимание общества к ее функционированию.

Технология взаимодействия ДОУ с семьей может быть представлена следующими аспектами : принципами организации работы с родителями , методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников .

Цель : решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.

Система работы ДОУ с семьей .

Принципы работы с родителями :

Целенаправленность, систематичность, плановость;

Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи ;

Возрастной характер работы с родителями;

Доброжелательность, открытость;

Доверительность отношений между педагогом и родителем;

Личностная заинтересованность родителей;

Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов на воспитание детей;

Методы изучения семьи :

Анкетирование;

Наблюдение за ребенком;

Посещение семьи ребенка ;

Обследование семьи с помощью методик ;

Беседа с ребенком;

Беседа с родителями;

Формы работы с родителями :

Общие, групповые, индивидуальные Педагогические консультации, беседы, семинары, практикумы, тренинги Совместное проведение

занятий, досугов

Клубы по интересам : национальные традиции, молодая семья , профессиональные интересы

Участие родителей в методических мероприятиях : изготовление костюмов, организация видеосъемки

Дни открытых дверей Педагогическая гостиница

Таким образом, все традиционные формы работы с родителями можно разделить на три группы :

1. Коллективная форма

2. Индивидуальная форма

3. Наглядно- информационная форма

Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями используются и инновационные формы :

Презентация ДОУ

Университет педагогических знаний и лекторий

Киноуниверситеты и кинолектории

Школы для родителей

Информационные бюллетени

Презентация ДОУ – знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом и педагогами;

Университет пед знаний и лекторий – вооружение родителей основными педагогическими знаниями, необходимые для организации воспитания ребенка в семье ;

Киноуниверситеты и кинолектории – короткометражные научно- популярные и хронико- документальные фильмы;

Школы для родителей – вопросы освещения родителей по воспитанию и уходу за детьми от рождения до 7 лет, подготовке к школе;

Памятка воспитателю детского сада,

посещающему семью своего воспитанника .

Напомнив о предварительной договоренности, воспитатель говорит о цели прихода (познакомиться с тем, как ребенок живет дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей). Посещение воспитанника дома, как правило, подтверждает уже сложившиеся представления об особенностях педагогических условий в определенных семьях . Не задавая прямых вопросов, воспитатель может выяснить :

*микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу;

*семейный уклад (как распределены между отцом и матерью хозяйственно- бытовые и педагогические обязанности, есть семейные традиции, какие)

*организацию режима ребенка , его труда, игр, занятий;

Кроме того, воспитатель может получить более объективное представление о том, как осуществляется в семье трудовое воспитание :

Чем занимается ребенок дома, какими трудовыми навыками владеет, как им руководят взрослые;

Есть ли у ребенка трудовые обязанности (какие, как их он выполняет)

Установлено ли определенное время для выполнения обязанностей и как взрослые члены семьи контролируют и оценивают их;

Определяют ли взрослые цель деятельности ребенка, ее назначение;

Приучают ли планировать основные этапы работы;

Наблюдают ли за тем, как ребенок работает (старательно, небрежно) ;

Замечают ли взрослые удовлетворенность ребенка при хорошо выполненной работе;

Какие орудия труда есть у ребенка, где хранятся, в порядке ли они.

Памятка к изучению, обобщению и распространению

положительного опыта семейного воспитания.

Сведения о семьях , опыт которых обобщается (фамилия, имя, отчество, возраст, образование, места работы, должность, состав семьи );

Что в опыте данной семьи педагог считает положительным, что будет изучаться и обобщаться : опыт трудового, физического, эстетического и др. воспитания; ценные семейные традиции, удачные педагогические приемы;

Какие формы изучения опыта будут использоваться : посещение детей на дому, наблюдение за ними в детском саду и в семье , анализ детских рассказов, рисунков;

Как будет распространятся обобщенный опыт : обсуждаться на общих, групповых собраниях родителей, заседаниях родительского комитета, педагогических советах; отражаться в различных формах педагогической пропаганды (тематические выставки, папки- передвижки, стенды) или через местное радио, газету;

В какой форме будет представлен опыт в методическом кабинете детского сада : доклады, фото, слайды и т. п.

Как будет изучаться влияние положительного опыта на воспитание детей в др. семьях .

Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи ;

Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей раннего возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи ;

Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания;

Планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи , взаимосвязь разных форм ;

Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями;

Подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам : памятки, вопросники;

Участие педагога- психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей- дошкольников.

Публикации по теме:

Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительское собрание «Давайте поиграем» Пояснительная записка: дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ "Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ" Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку,.

Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение.

Музыкально-литературная гостиная в форме семейного досуга. «Любимые сказки». /составила: Таможникова С. Е. / Цели: 1. Формирование и обогащение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида « Ладушки»

Выступление

«Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»

(на педагогическом совете для воспитателей ДОУ)

Воспитатель: Ежова Марина Валерьевна

г. Коломна

27.03.2014 г.

Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - ПЕРВЫЕ И ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ СВОЕГО РЕБЕНКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?

Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).

В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».

Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Принципы взаимодействия педагога с родителями:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.
  • Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
  • Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
  • Динамичность.

Методы изучения семьи:

  • Анкетирование родителей.
  • Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
  • Наблюдение за ребенком.
  • Индивидуальные беседы с детьми.
  • Обследование семьи с помощью проективных методик.
  • Посещение семей воспитанников.
  • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
  • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
  • Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».

Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.

Традиционные формы и методы работы с родителями:

- Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.

Посещение семей воспитанников.

Родительские собрания.

Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».

Анкетирование по разным вопросам.

Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников.

Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

Организация работы родительского комитета группы, сада.

Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями:

Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».

Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».

Тематические мини-проекты.

Участие родителей в творческих конкурсах.

Клубы по интересам.

Организация библиотеки для родителей.

Выпуск газеты «Веселая семейка».

Моделирование и решение педагогических ситуаций.

Остановимся более подробно на современных технологиях.

Метод проектов

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи . Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка:

Выбор темы– это первый шаг в работе над проектом .

I этап разработки проекта – целеполагание .

Воспитатель выносит проблему на обсуждение. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом - разработка совместного плана действий по достижению цели гипотеза – это и есть цель проекта).

Сначала проводится обсуждение, выявляется уровень знаний об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы. Затем вопрос «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются. Как нам найти ответы на вопросы? После составления совместного плана действий начинается следующий этап.

III этап работы над проектом– его практическая часть .

IV этап работы над проектом (заключительный ) - презентация проекта .

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:оформление альбомов, фотовыставок,мини-музеев, творческих газет.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки. В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».

Список литературы:

1. Взаимодействие ДОУ и семьи./ Сост.О.И. Бочкарева.- Волгоград: ИТД «Корифей». -112с.

2.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.

3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.

4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.

5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 72с.

6. Семейный кодекс Российской Федерации. –Москва: Проспект, КноРус, 2013. -64с.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Структура педагогической технологии:

Концептуальная основа (научная база)

Процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Технология имеет выраженные этапы, пошаговость.

Педагогическую технологию отличают:

- конкретность и четкость цели и задач;

Наличие этапов;

Первичная диагностика ;

- отбор содержания, форм, способов и приемов его реализации ;

- использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.

Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.


Ольга Манушина
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи .

Сотрудничество – это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье , что невозможно без «открытости» ДОУ.

Придать дошкольному учреждению «открытость» внутрь значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.

«Открытость» ДОУ внутрь

– это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения; знать специфику семейного воспитания, учитывать особенности воспитания детей; уметь проектировать деятельность по отношению к родителям и детям, анализировать уровень педагогической компетенции родителей; уделять внимание педагогическому просвещению родителей, а также постоянно повышать свой уровень коммуникативных умений.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями :

Традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные, состязания, праздники, беседы, посещение семьи ребенка . дни открытых дверей и т. д.);

Просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетений, информационных листовок , буклеты, стенды и «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);

Интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и т. д.);

Развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета) .

Остановимся подробнее на интерактивном направлении, которое содержит большой потенциал на современном этапе развития дошкольного образования в работе ДОУ с семьей .

Интерактивное направление в работе с семьей в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работах с семьей , а также повысить педагогическую компетентность родителей.

К малоиспользуемым в дошкольных учреждениях интерактивным методам работы с родителями, которые могут характеризоваться как инновационные, можно отнести :

метод «дельфи» - метод мозгового штурма; метод быстрого поиска решений, основанных на их генерации в процессе мозговой атаки, которая проводится группой педагогов и родителей;

метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций) ; с помощью этого метода педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель – участник семинара – практикума проявляется наиболее отчетливо;

тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье ;

акции – комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;

мастер-классы для родителей передача действующей технологии, способ взаимодействия между родителями и обладающим признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей; каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты;

экспозиция и интерактивная экспозиция (от лат. expositio – выставление напоказ, изложение) в искусстве – размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. В работе же детского сада экспозиция продуктов детской деятельности позволяет показать родителям продвижение ребенка в освоении образовательной программы, познакомить детей группы и педагогов с личными предпочтениями каждого ребенка, с его хобби и увлечениями. Группа должна быть насыщена поделками, рисунками детей, которые помогают каждому ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других детей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно – образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы , уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей)

Используя знания, опыт и возможности педагогов нашего дошкольного учреждения мы активно применяем в своей работе различные современные формы взаимодействия с родителями воспитанников.

В каждых группах проходят совместные творческие, игровые, исследовательские проекты воспитателей, детей и родителей. Педагоги ДОУ, применяя этот метод, стараются учитывать тот факт, что все проекты должны быть взаимосвязаны . Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, развивают свои способности. Совместные проекты помогают ближе узнать возможности семьи , включить их в образовательный процесс, углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей. Тематика проектов совпадает с календарным планированием нашего детского сада, сроки реализации проектов зависят от возникшей проблемы, поставленных задач, возрастной группы и др. Наиболее удачными оказались проекты : «Моя семья » , «Чудеса с осенней ветки» , «Новый год к нам мчится…» , «Поговорим о любви» ,«Огород на окошке» и самый долгосрочный, творческий проект «Литературное путешествие длиною в год» . Этот проект сейчас очень актуален, потому что 2015 год – является годом русской литературы. Вся педагогическая деятельность, совместные мероприятия, конкурсы проходят в нашем детском саду и неразрывно связаны с русской литературой. Мы используем произведения русских классиков, литературных героев для решений наших поставленных задач, развития творческих способностей и всестороннего развития воспитанников.

В нашем детском саду в зимнее время организуется акция «Добровольник» , когда все желающие (родители, дети, сотрудники) выходят на расчистку участков от снега, а после совместного труда мы пьем чай. Огромный заряд энергии, позитива, радостных эмоций получаем мы от физического труда, общения с родителями и детьми. Также зимой проводится акция «Покормите птиц зимой» , когда все родители, дети и воспитатели мастерят кормушки для птиц. Потом воспитатели и дети развешивают их на участке детского сада, подкармливают пернатых друзей. А члены жюри выбирают самую оригинальную кормушку и награждают победителей.

Проводится совместная акция и весной, во время благоустройства территории под названием «Самый чистый двор» . В данной акции принимают участие все сотрудники ДОУ, сотрудники школы с углубленным изучением отдельных предметов «Яктылык» , родители и жители микрорайона.

Уже второй год подряд в группе «Звездочки» проходит акция «Солнце семейных традиций» , где дружная команда воспитателей, детей и родителей собираются вместе, рассказывают о своих семейных традициях, о семейных ценностях, о праздниках, о взаимоотношениях с детьми , старшим поколением, делятся опытом, проблемами и дарят друг другу подарки.

В течение учебного года педагогами нашего ДОУ проводятся и другие формы взаимодействия и сотрудничества с родителями :мастер – классы, семинары,круглые столы, индивидуальные беседы; наши родители бывают частыми гостями в группе, рассказывают детям о своих профессиях, кулинарных способностях; помогают в организации праздников, непосредственно – образовательной деятельности, проектов, конкурсах.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии : круглые столы,семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Практические работники ищут новые, инновационные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания. Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей совместно с традиционными способствуют повышению эффективности работы с родителями.

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи»

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Актуальность данной темы в том , что сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Мы, педагоги отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.


Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Основные задачи своей работы я вижу в следующем: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные . Главное – донести до родителей знания. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет, я провожу собрания в форме дискуссий «Я в системе «семья – ребенок – детский сад», «что вы ожидаете от детского сада», КВН, диспутов, мастер-классов, применяю игровые приемы, тренинги по сплочению коллектива родителей, чаепития и т. д.

Мы совместно с родителями и детьми занимаемся проектной деятельностью . Нами разработаны и реализованы проекты «Давайте познакомимся», «Семейные традиции», «Пейте дети молоко будете здоровы». В ходе реализации проекта «Пейте дети молоко будете здоровы», была разработана и обсуждена с родителями на родительском собрании консультация о пользе молока. Разработано и проведено анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выяснить любят ли они молоко, как часто его употребляют и т. д. С детьми мы проводили эксперименты с молоком, развлечения тематические, дидактические игры. Оформили фотовыставку «Мы исследователи». В результате проекта родители оценили необходимость, значимость и пользу молока для маленьких детей, а у большинства детей сформирована потребность в употреблении молока и его пользе. Пополнилась картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр по данной теме. Оформлена фотовыставка «Мы исследователи». По проектам «Давайте познакомимся», и «Семейные традиции» родители активно включились в работу и представили фото-презентации своего генеалогического дерева. Кроме этого проведено родительское собрание в нетрадиционной форме и обобщен опыт в форме презентации на тему «Использование современных форм и методов работы с родителями». Все это, способствовало сближению родителей группы и формировало предпосылки к формированию дружного коллектива, во главе которого стоит ребенок, а мы (воспитатели и родители) рядом, как его опора.

Для введения родителей в образовательный процесс, я постоянно привлекаю родителей к совместным развлечениям и участием в театрализованных представлениях для детей. Так вместе мы провели представление «Как Дед Мороз искал подарки», «Приключение лисы Алисы», роли всех сказочных персонажей играли родители, от этих праздников получили удовольствие не только дети, но и сами родители. А также совместные развлечения «День матери», «Папа и я», «Зеленый-желтый-красный»и другие. Проводя все эти мероприятия я поняла, что родители с большим желанием и даже с благодарностью учавствуют и с каждым годом желающих становится больше. Главное правильно донести до родителей всю значимость таких мероприятий.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание «Копилки добрых дел родителей»- это и участие родителей в акциях «Чистый участок», «Наша горка», «Сделаем группу теплее», «Подари книгу», а также помощь родителей в пополнение развивающей среды группы и т. д.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Уже который год выпускаю стенгазеты «Наши именинники», «Мамины помощники», «Папа мой герой», «Заказ Деду Морозу», «Наши будни», родители всегда с интересом изучают данный материал, фотографируют на память.

Провожу конкурсы детей совместно с родителями «Лучшая кормушка для птиц», «Красавица осень», «Новогодняя идея» и т. д. Родители очень творчески подходят к выполнению работ. По итогам конкурса всегда дети получают подарки родители дипломы и благодарности.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений. Если в начале нашей встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то в процессе работы царит взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Таким образом , использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №132»

Советского района

г. Воронежа

Консультация для воспитателей

на тему: «Технологии эффективного взаимодействия

детского сада и семьи»

Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории

Погорелая В.Б.

Февраль 2013 г.

Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева

Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

1-ая группа Познавательные формы взаимодействия с родителями

В этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения :

Общее родительское собрание ДОУ . Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей .

Педагогический совет с участием родителей . Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.

Тематические консультации цель - ответить на все вопросы, интересующие родителей . Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна.

Педагогический консилиум помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.

В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолога, учителя логопеда, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

Групповые собрания родителей - это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

«Круглый стол» . В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы . Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей . Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Презентация дошкольного учреждения . Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей . Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Устный педагогический журнал . Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Вечера вопросов и ответов . Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

  • «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
  • «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
  • «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

Мини-собрания . Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры . В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Индивидуальная форма взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями . Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель- обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

  • быть конкретными и содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
  • пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Индивидуальные консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты , куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

К познавательным формам также относятся:

  • «Школа молодой семьи»;
  • выполнение индивидуальных поручений;
  • телефон Доверия;
  • почта Доверия;
  • копилка Добрых дел и т.д..

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Например: Гость группы . Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец . У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность . Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.

2-ая группа форм Досуговые формы взаимодействия с родителями

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Родители могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

Совместные походы и экскурсии . Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

К досуговым формам также можно отнести :

  • кружки и секции;
  • клубы отцов, бабушек, дедушек;
  • клуб выходного дня;
  • выпуск стенгазеты;
  • домашние гостиные;
  • работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
  • семейные встречи;
  • веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
  • музыкальные салон;
  • литературные салон;
  • коллекционирование и т.д.

Следующая группа форм Наглядно-информационные формы

взаимодействия с родителями.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  1. Задача - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
  2. Задачи- информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д.Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
  • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии,
  • выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

Рассмотрим некоторые из информационно-ознакомительных форм.

Уголок для родителей . В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

Выставки, вернисажи детских работ . Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях с детьми;
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей . Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий .

Папки–передвижки . Формируются по тематическому принципу. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д .

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы . Создаются по определенной тематике.

К наглядно-информационные формам работы с родителями можно отнести и

  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
  • фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Информационно-аналитических форм организации

взаимодействия с родителями

Задача информационно-аналитических форм - сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Анкетирование используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Письменные формы взаимодействия с родителями

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия . Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки . Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

Телемост

Телекоммуникоционный проект

Дистанционные конференции

Создание информационно-методического журнала on-line

Создание сайта детского сада

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Маникюр и педикюр