Несколько правил для детей по укреплению дружбы. Как научить детей дружить. Детская дружба, коллективизм. Правила дружбы.(3 класс). Не отказывайте, если ваш друг просит чего-то

О.В. Валетова,

магистрант педагогического факультета

(научный руководитель - С.А. Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент)

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

В данной статье акцентировано внимание на правилах дружбы, с которыми знакомятся дошкольники при формировании дружеских взаимоотношений. Даны практические советы родителям для оптимизации дружеских взаимоотношений детей.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать человека, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика. Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский, исследуя тему дружбы, отмечал: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств, и она нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в самом себе добро» .

Настоящая дружба состоит из четырех частей: обмена, интимности, отношения к третьим лицам и координации. Они являются основой для негласных правил дружбы.

Обмен:

  • Делиться новостями о своих успехах;
  • Давать эмоциональную поддержку другу;
  • Добровольно помогать в случае нужды;
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
  • Возвращать долги и оказанные услуги.

Интимность:

  • Доверять другу и быть уверенным в нем.

Отношение к третьим лицам:

  • Защищать друга от нападок в его отсутствие;
  • Быть терпимым к остальным его друзьям;
  • Не критиковать друга публично;
  • Сохранять доверенные тайны;
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

Координация:

  • Не быть назойливым, не поучать;
  • Уважать внутренний мир и автономию друга.

Самыми важными представляются следующие правила: выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; уверенность в другом и доверие к нему; защищать друга в его отсутствие.

При приятельских отношениях соблюдаются правила делиться новостями о своих успехах; быть терпимым к остальным его друзьям; не быть назойливым, не поучать также соблюдаются, однако при более близкой дружбе они могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.

Правила – избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого – неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях. Они считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств» . Таким образом, чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Ученики Павлышской школы где, работал директором В.А. Сухомлинский, выработали такие «законы дружбы».

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной беде и опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов.

7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Эти законы В.А. Сухомлинский считал большим нравственным достоянием.

В условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых дней жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно вместе играют, трудятся, занимаются, у них ярко выражено стремление к общению. Интенсивное дружеское общение – не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. Взяв за основу опыт работы В.А. Сухомлинского, мы разработали правила дружбы для детей дошкольного возраста:

  • Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
  • Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
  • Всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.
  • Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.
  • Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть вместе, попроси разрешения.
  • Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
  • Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
  • Если начал игру с товарищами, то не бросай ее без их согласия.
  • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
  • Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Говоря о поступках детей, В.А. Сухомлинский отмечал, что ребенок «делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее» . Поэтому именно от взрослых, находящихся рядом с подрастающим поколением, зависит будущее детей. И поскольку работа детского сада не возможна без тесного взаимодействия с родителями, нами разработаны советы и для родителей, которые помогут последним в формировании детских дружеских взаимоотношений.

1. Научите детей знакомиться. Умение знакомиться – это одна из первых ступенек на пути детской дружбы.

2. Не оберегайте ребенка от контактов с другими детьми.

3. По возможности чаще ходите в гости, так как в домашней обстановке малыш получит более полное представление о личности своего друга;

4. Приглашайте в гости его друзей. Кроме обычных поводов можно придумать разные предлоги собирать ребят.

5. Учите малыша эмоциональному общению. Помогите преодолеть детский эгоизм и научите сопереживать и чувствовать других людей.

6. Научите ребенка говорить обо всем, что происходит у него внутри, правильно формировать свои желания, анализировать ситуации, уметь слушать.

7. Совершайте совместные поездки в цирк, зоопарк, развлекательные парки, походы в лес. Совместно пережитые сильные эмоции сближают детей.

8. Даже если ваши финансовые возможности позволяют нанять няню, не лишайте ребенка посещения детского дошкольного учреждения.

9. Имейте в домашнем арсенале игр такие, в которые ваш малыш сможет поиграть со своими друзьями: всевозможные лото, игры-ходилки с кубиками и др. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами.

10. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход.

11. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это здорово!

12. Не пресекайте желание ребенка взять в садик несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одно из составляющих дружбы.

13. Научите ребенка быть деликатным и не назойливым - мера должна быть во всем, даже в дружеском общении.

14. Старайтесь не осуждайте друзей малыша, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право.

15. Не навязывайте малышу свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Сделайте так, чтобы малыш сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.

Дружба не просто обогащает жизненный опыт и самосознание ребенка, но и побуждает его заботиться о другом, искать совместности переживаний.От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность/неуспешность его социализации.

In this paper, attention is accented on the rules of friendship, which preschoolers learn about the formation of friendly relations. Practical advice for parents to optimize the friendly relations of children.

Список литературы

1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

2. Сухомлинский, В.А. Педагогический коллектив средней школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1958.– 207 с.

Правила дружбы должны соблюдать и дети и взрослые, если они хотят иметь настоящих и верных приятелей.

Когда человек добрый — он красивый, когда он добрый и красивый — его любят, когда его любят — он счастлив. Если человек добрый, то и рядом с ним всегда много добрых, красивых и любящих людей или друзей. Это известная всем закономерность, и жизненный опыт многих из нас показывает, что такое утверждение является точным на сто процентов.

  • Учите своих детей дружить и быть добрыми. Так им будет легче жить.
  • Читайте в этой статье, какие правила дружбы должны знать дети.
  • Расскажите ребенку об этих правилах.
  • Пусть он знает, что только доброта и взаимопомощь — это главные составляющие хороших отношений между людьми.

Правила дружбы для дошкольников, первоклассников и школьников начальной школы: радуга дружбы – 7 основных правил

На Руси радуга всегда считалась символом дружбы между Небом и Землей. Современные психологи вывели главные правила, и чтобы дети хорошо их запомнили, связали каждое из них с радужными цветами.

Правила дружбы для дошкольников, первоклассников и школьников начальной школы проще запомнить, если нарисовать радугу дружбы и повесить этот плакат на стену. Вот так выглядят 7 основных радужных правил дружбы:

  • Умей прощать. Если приятель поступил плохо по отношению к тебе, не держи обиду на него и прости. Объясни ему в чем его ошибка.
  • Будь приветлив. Если у тебя есть уникальные игры, поделись ими с товарищами, у которых их нет. Не бери себе лучшие игры, отдай это лучше другу.
  • Помогай другим . Если умеешь что-то делать, помоги другу, научи его этому. Если друг в беде, срочно поспеши ему на помощь.
  • Будь веселым . Не будь мрачным и плаксивым и тогда все вокруг тоже будут веселыми и приветливыми.
  • Люби не только себя . Относись к другу уважительно. Умей принять помощь, если она тебе действительно нужна.
  • Цени дружбу . Не ссорься с товарищами, не веди споры, не «задирай нос», не завидуй. Если сделал что-то плохое по отношению к приятелю, признай это и извинись перед товарищем.
  • Чаще улыбайся . Улыбка делает светлым все вокруг: людей, природу, нашу жизнь.

Чтобы было много друзей:

  • не груби
  • не обзывайся
  • не забывай здороваться
  • если друг попросит какую-то вещь, не отказывай ему и не жадничай
  • если ты взял что-то у друга, обращайся с этой вещью аккуратно

Важно: Родители! Расскажите об этих правилах своим детям. Покажите на своем примере, как нужно дружить и соблюдать правила дружбы. Благодаря этому у нас получится вырастить новое поколение людей — доброе и приветливое.

Кроме этого существует 5 законов , которых должен придерживаться каждый человек. Благодаря этому отношения между маленькими детьми и взрослыми людьми всегда будут доброжелательными, а люди станут приветливыми и человеколюбивыми.



Несколько правил, чтобы в коллективе людям было легче жить:



Какие правила дружбы бывают: 25 правил дружбы и товарищества



Нас часто посещают мысли о том, а все ли мы правильно делаем в отношении друга или подруги. Любой человек может ошибаться, но важно видеть свою ошибку и своевременно ее исправить. Увидеть свои неправильные поступки помогут правила дружбы. Их нужно придерживаться, и тогда друг будет всегда рядом, делая жизнь простой, счастливой и радостной. Основные 25 правил дружбы и товарищества:

В молодом возрасте больше друзей, чем в более старшем, так как друзья проверяются временем. Только самые верные, доброжелательные и искренние люди всегда рядом с нами на долгие годы.

Композиция на тему – «Три правила дружбы»: описание, фото

Более хорошо понять правила дружбы получится, если посмотреть на них наглядно. Помогут это сделать композиции. Три основных правила дружбы — композиции на фото с описанием:

Доверие — это одно из основных правил друзей . Если не можешь доверить человеку свои тайны, то и дружбой ваши отношения нельзя назвать. Олененок в объятия волка — эта композиция показывает чувство доверия лучше всего.



Композиция на тему «Доверие между друзьями»

Помогай другу. Настоящий друг — это тот человек, который всегда будет рядом и придет на помощь. Это хорошо показывает картина «Два друга с собакой». Один мальчик собирает яблоки с дерева, а другой подставляет корзину. Даже собака готова помощь, а эти животные считаются самыми лучшими друзьями человека.



Композиция на тему «Помощь другу»

Композиция на тему «Умей слушать». Настоящий друг всегда будет слушать своего приятеля, ведь это для него важно.



Композиция на тему «Умей слушать друга»

Надежный фундамент дружбы — взаимопомощь. Это чувство зародилось еще у древних людей, когда она им нужна была, чтобы выжить и преодолеть голод, холод и болезни.

Видео: Самые сильные истории дружбы в мире!

Выступление на родительском собрании

Тема: « Как научить детей дружить.

Детская дружба, коллективизм.

Правила дружбы.»

Педагог-психолог

МОУ «Школа №2»

города Алушты

Керимова А.И.

Важнейшей задачей школы и семьи является не только обучение, но и воспитание детей. Особого внимания заслуживают вопросы воспитания коллективизма, дружбы, взаимопомощи, гуманных чувств.

Родителям и педагогам необходимо серьезно и внимательно относиться к детской дружбе.

Необходимо помимо учебных навыков и умений научить детей дружить! Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.

Дружба – это близкие и доверительные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2–3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни .

В начальной школе практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам.

Несмотря на то, что 90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны. Наша задача научить детей выстраивать дружеские взаимоотношения.

Современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов общения, знакомства, не могут проявить сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, поддержать разговор, мирно решить конфликт.

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство: ведь с друзьями легче и радостнее жить.

Постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезные дела. Детям бывает особенно приятно, когда дружат их семьи.

Родителям нужно знать, умеет ли ребенок быть хорошим товарищем, разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом, друзьями.

Необходимо внушать детям, что в совместных играх не следует ссориться по пустякам, зазнаваться.

В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг к другу, прислушиваться к тому, что говорит друг.

В случае конфликта надо посмотреть, как они сами найдут выход из создавшегося положения. При необходимости помогите детям решить спор по справедливости, найти компромисс. (Многие дети считают, что это решение, которое устраивает всех. Однако часто компромиссом становится решение, которое никому не нравится, но его принимают за неимением лучшего!)

Уделите время, попытайтесь поговорить, по душам.

Родителям необходимо уважительно относиться не только к своим детям, но и к их друзьям.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это здорово. Полезным будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить разговоры о друзьях, выражать позитивное отношение к ним.

Большое значение имеет семья и школа в формировании коллективизма у детей. Семья как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой трудности и хлопоты, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь людям, ребенок не вырастает эгоистом.

Воспитанию коллективизма способствует и привлечение ребенка к общим, доступным для него делам семьи и школы: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых хозяйственных вопросов, в организации прогулок и развлечений, внеклассных мероприятий. Дети убеждаются, что коллективная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща, вместе отдыхать и работать.

Сила семейного и школьного коллектива в – общих переживаниях.

Гуманные чувства, доброта, доброжелательность, дружелюбие – эти нравственные качества являются неотъемлемыми чертами нравственно воспитанных наших детей.

Будьте сами хорошим образцом для подражания.

Очень хорошо, если вы выработаете свои п р а в и л а д р у ж б ы. Примерно такими они могут быть:

1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе, например, не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

4. Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Выработайте с детьми правила вежливости. Они у вас могут быть примерно такими:

П р а в и л а в е ж л и в о с т и

1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

3. Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

4. Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

5. Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

6. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить беспокойство.

Классный час на тему: «Правила дружбы»

Классный час в начальной школе о дружбе: для 2, 3 и 4 класса.
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с понятием дружба, что такой настоящие друзья, как важна дружба

Учитель:

Вы, ребята, учитесь в одном классе. Как должны одноклассники относиться друг к другу?

Дружба и взаимопомощь очень нужны каждому из вас и всем людям. Подтверждают это пословицы, придуманные народами разных стран:

1. «Не имей сто …» - русская.

2. «Дружба сильнее каменных стен» - белорусская.

3. «Дружба дороже золота» - украинская.

4. «Друга ищи, а найдешь, береги» - французская.

5. «Считай возраст по друзьям, а не по годам» - английская.

Можно проанализировать некоторые пословицы.

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам несколько маленьких историй, случившихся с такими же ребятами, как и вы. Будьте готовы отвечать на вопросы.

1. « За грибами» В. А. Сухомлинский

О чем рассказ?

А если бы у Аленки не было грибов, Федя поделился бы с ней грибами?

Можно ли назвать ребят друзьями? Почему?

Значит, друзья должны всегда … друг другу. (Помогать)

2. «Ландыш перед окном» В. А. Сухомлинский

О ком эта история?

Можно ли назвать отношения ребят дружбой? Почему?

Значит, друзья должны … друг о друге. (Заботиться)

Как будет чувствовать себя человек, оставшийся без друзей?

Что делать, чтобы такого не случилось? (Не ссориться по пустякам, уступать, делиться, помогать и т. д.)

Учитель:

Каким должен быть, по-вашему мнению, «настоящий друг»?

Игра «Важные качества»

Учитель перечисляет личностные качества, а дети хлопком выбирают те, которые подходят, по их мнению, другу.

Добрый, злой, глупый, умный, неряшливый, аккуратный, правдивый, хитрый, грубый, вежливый, любознательный, любопытный, находчивый, плаксивый, веселый, жадный, щедрый, драчливый, уравновешенный, верный …

Делается вывод, что все хотят дружить с хорошими ребятами. А для этого нужно и самому быть хорошим. Можно напомнить «Золотое» правило поведения: «Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Учитель:

Давайте порассуждаем, о дружбе мальчиков и девочек. Возможна ли между ними настоящая дружба?

Дружить могут все, независимо от пола, национальности, возраста, достатка.

Можно послушать или спеть песню «Если с другом вышел в путь» М. Танича.

Для сплочения ребят можно провести игры, встав в круг:

1. «Хоровод ласковых имен» (по часовой стрелке и в обратном порядке называть соседа ласковым именем, например, не Ира, а Ирочка).

2. «Скажи соседу комплимент»,

Желательно организовать общее дело, где предполагается взаимопомощь:

Изготовление, например, закладок для школьной библиотеки, украшений к предстоящему празднику,

Уборка класса и починка мебели,

Посадка семян и др.

Итог:

Вам понравился результат работы?

Как вам работалось?

Давайте постараемся все и всегда делать дружно. А для этого нужно действительно стать настоящими друзьями, как поется в песне «Настоящий друг».

Классный час для младших школьников «Дружба»

Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:
1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».
2.Развитие способности формулировать суждения,
аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Пояснительная записка:
Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

Ход классного часа

Учитель:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучи музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: «Руку дружбы протяните
В глаза друг другу посмотрите
Пусть любовь в сердцах у вас всегда звучит
Дружба крепкая нас всех объединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:
Чтец:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец:
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель:
- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг»
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. "Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4. Письменная работа «Письмо другу»
Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.
Чтец:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Учитель:
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6. Игра «Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель :
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

Pda